SiteSecure

Защита интернет-бизнеса от потерь и простоев

Правильный мониторинг доступности сайта

Максим ЛагутинМаксим Лагутин,25 августа 2016, 12:11

О мониторинге доступности сайта

Каждый пользователь интернета сталкивался с ситуацией, когда сайт, на который хочешь зайти, не открывается. Как правило, посетитель не задумывается, почему страница недоступна - это временные неполадки или фирма и сайт уже не существуют, он просто закрывает страницу и переходит на другой сайт по интересующей тематике.

Точно так же отреагируют ваши потенциальные клиенты на недоступность вашего сайта. Они не обновляют веб-страницу и не ждут, когда же сайт заработает, а переходят на сайт ваших конкурентов. В худшем случае клиенты посчитают, что ваша фирма уже не работает и в дальнейшем забудут о существовании вашего сайта.

Стоит ли в таком случае считать недоступность сайта проблемой для владельцев интернет-бизнеса? Да!

Недоступность сайта – это недоступность всего бизнеса, потерянные клиенты, упущенная выгода. Размер потерь зависит от того, как быстро вы обнаружите проблему и сколько времени уйдёт на восстановление работоспособности сайта.

Сайт может быть недоступным по многим причинам: бывает, что это технические проблемы на сервере или ошибка разработчика, а иногда просто забыли оплатить хостинг или продлить доменное имя сайта. Чем раньше вы обнаружите конкретную проблему, тем быстрее восстановите работу сайта и предотвратите свои потери. Поэтому в интересах каждого владельца сайта постоянно следить за доступностью, вовремя обнаружить проблему и как можно скорее приступить к ее устранению.

Помимо потерянных из-за недоступности сайта потенциальных клиентов, существуют не менее опасные потери другого характера. К примеру, Яндекс понижает в рейтингах те сайты, которые часто недоступны или плохо открываются. Даже если ваш сайт был недоступен всего считанные секунды/минуты, но это происходит часто (сайт «мигает»), он со временем может потерять позиции в поисковой выдаче. Яндекс объясняет это так:

«Если при обращении к странице иногда возникает ошибка (например, из-за нестабильного хостинга), робот удаляет страницу из поиска до следующего успешного обращения».

(http://help.yandex.ru/webmaster/robot-workings/robot-workings-faq.xml#intermittent-disappearing)

А так как вы не в состоянии узнать, когда робот Яндекса посетит ваш сайт для индексации, вы не сможете самостоятельно проверить, корректно ли работал сайт в этот момент. Если рейтинг сайта понизится или сайт вовсе пропадёт из поисковой выдачи, у вас не будет информации о реальной причине. И в любом случае, потребуется время чтобы восстановить позиции сайта. В некоторых случаях на восстановление сайта в поиске уйдут недели. Это чревато потерей денег, если вы вкладываете средства во поисковую оптимизацию.

Для своевременного обнаружения и диагностики проблем с доступностью используется мониторинг сайта. Мониторинг доступности сайта - это постоянная, круглосуточная проверка его работоспособности. Каждый раз, когда вы открываете свой сайт и видите, работает ли он, вы «мониторите» его доступность. На первый взгляд всё просто. «Да я каждый день открываю свой сайт», скажите вы. Однако этого недостаточно. Проблема может проявить себя когда вы спите, заняты клиентом или уехали в отпуск. То же самое касается и специалистов, которых вы привлекаете для разработки сайта, если они не используют профессиональные инструменты.

Для надежной защиты бизнеса от потерь и простоев необходим постоянный и непрерывный мониторинг доступности сайта в режиме 24/7, т.к. проблема может возникнуть в любой момент, и важно оперативно обнаружить ее чтобы правильно диагностировать причину и знать, что делать чтобы восстановить работу сайта. С такой задачей справляется профессиональный автоматизированный мониторинг доступности, который обеспечивают некоторые сервисы.

Сервисы для мониторинга сайта на доступность

В целом, сервисы для мониторинга сайтов делятся на две категории: для бизнес-пользователей и для технических специалистов - профессионалов.

Осторожно, Яндекс.Метрика!

По статистике более 60% бизнес-пользователей в Рунете используют сервис Яндекс.Метрика. На сервисе есть функция мониторинга доступности, и если включить ее в настройках (по умолчанию отключена) владелец сайта получит извещение когда Яндекс посчитает, что у сайта могут быть проблемы с доступностью.

На самом деле мониторинг доступности сайтов на Яндекс.Метрике осуществляется так: отслеживается статистика посещаемости, и если трафик падает, то робот Яндекса проверяет этот сайт на доступность. В случае, если сайт в этот момент недоступен, его владельцу приходит извещение.

Недостатки:

  1. Вы получаете уведомление о недоступности только в том случае, если сайт уже перестали посещать пользователи. Это приводит к потере времени, которое вы могли использовать для решения проблемы.
  2. Не выявляются периодическая краткосрочная недоступность и другие проблемы сайта.
  3. Не определяется причина. Владельцу сайта приходится самостоятельно искать источник проблемы или обращаться к специалистам.

Для начинающего владельца интернет-бизнеса, Яндекс Метрика может дать ложную степень уверенности, что мониторинг сайта обеспечивается, но для предпринимателя, чей сайт уже приносит доход, полагаться только на Яндекс.Метрику будет ошибкой.

Технические сервисы

Существуют специальные сайты, где можно подписаться на сервис мониторинга. Распространённые - host-tracker.ru, ping-admin.ru, pingdom.com. Эти сервисы проверяют технические показатели сайта: доступность, время отклика, наличие ошибок и т.д.

Мониторинг доступности сайтов через технические сервисы гораздо более полный, чем на Яндекс.Метрике. А главное, что эти сервисы действительно круглосуточно регулярно проверяют сайт, а не полагаются на косвенные признаки, такие как поток посетителей. Качественные сервисы проводят распределённый мониторинг (из разных географических точек), позволяют выбрать задаёт частоту мониторинга (от 1 минуты), предоставляются детальные отчёты и большой выбор способов оповещения. Такие сервисы в целом подходят, чтобы обнаруживать проблемы с хостингом или ошибки разработчиков.

Недостатки:

  1. Не выявляются другие проблемы, которые приводят к недоступности сайта.
  2. Статистика и отчёты понятны как правило только техническим специалистам.

Если сайт приносит вам доход, или вы вкладываете средства в его продвижение, для надежной защиты от потерь и простоев следует организовать полнофункциональный мониторинг сайта, который устраняет недостатки Яндекс.Метрики, и определяет не только технические проблемы, но и все остальные и выдает отчеты, понятные нетехническому человеку (руководителю бизнеса или маркетологу), а не только разработчику.

Каким должен быть мониторинг сайта?

Мониторинг сайта должен быть полноценным, регулярным и круглосуточным.

Что значит полноценным? Помимо проблем с фактической недоступностью, существуют и другие проблемы сайта, которые приводят к финансовым потерям в бизнесе. При таких проблемах веб-страница, когда вы на нее зайдете, открывается, но посещаемость сайта все равно падает, потери клиентов могут  быть значительными. Перечислим некоторые из них.

Внесение сайта в чёрный список поисковиков

Поисковые системы блокируют сайты с вирусами, чтобы защитить обычных пользователей. В поисковой выдаче появляется извещение пользователей о небезопасности сайта и угрозе компьютеру пользователя. Это приводит к значительному уменьшению количества посетителей и заказов с вашего сайта (до 90%), а также потере репутации сайта среди потенциальных клиентов.

Блокировка сайта антивирусом

Антивирусы также блокируют заражённые сайты. В случае блокировки сайта антивирусом, он будет недоступен для всех пользователей, использующих этот антивирус. Это приводит к уменьшению трафика и ухудшению репутации. Чем популярнее антивирус, тем больше урон для вашего бизнеса. Особенность этой проблемы в том, что самостоятельно вы не сможете определить ее наличие – для этого вам пришлось бы установить на своем компьютере все популярные антивирусы и поочередно открывать ими свой сайт, делая это каждый день.

Мобильный редирект

При мобильном редиректе пользователь, который хочет зайти к вам на сайт, перенаправляется на чужой сайт, когда заходит с мобильного устройства. Этот приводит к потере трафика, уменьшению продаж и ухудшению репутации, если чужой сайт является небезопасным или мошенническим.

Полноценный мониторинг доступности своевременно выявит каждую из этих проблем, а также многие другие. Кроме того, хороший сервис для мониторинга сайта проверяет сроки действия доменов. Это важный момент, поскольку если пропустить дату продления домена, это приведёт к длительной недоступности сайта, а иногда и потере имени сайта, в продвижение которого вы могли вложить уже не малые средства. Используйте сервис мониторинга с такой функцией и еще одной головной болью у вас будет меньше. Оперативная диагностика всех проблем и быстрое решение – меньше потерь для бизнеса.

О других полезных функциях сервисов мониторинга

При выборе сервиса для мониторинга сайта обратите внимание на способ оперативного уведомления о проблемах. Лучше всего, если вы вовремя получаете sms-уведомления о критических проблемах с доступностью сайта. Одни E-mail уведомления ненадёжны, т.к. одновременно с проблемой на сайте возможны и проблемы с почтой.

Очень удобно, если сервис для мониторинга сайта может разделять проблемы по критичности. Если сайт периодически недоступен, то за этой проблемой ведётся наблюдение, чтобы выявить причину сбоев. Это не та проблема, которая требует незамедлительного решения и оперативного уведомления по sms в любое время суток.

Полезны и еженедельные/ежемесячные/ежеквартальные отчёты с диагностикой, которые показывают общую картину, где вы сможете заранее увидеть некритические проблемы. Благодаря такой функции вы сможете заранее выявить и исправить некоторые проблемы, которые в будущем станут критическими. Такой отчет будет хорошим подспорьем для технических специалистов, которых вы привлекаете к обслуживанию сайта.

Заключение

В бизнесе говорят, что ты не можешь управлять тем, что не можешь измерить. Работает ли ваш сайт без перебоев или вы несете потери из-за технических проблем? На этот вопрос помогает ответить сервис мониторинга доступности сайта.

Мониторинг доступности сайта должен быть полноценным, регулярным и круглосуточным. Некоторые проблемы, которые приводят к финансовым потерям, проявляются только с течением времени. Поэтому очень важно, чтобы сайт непрерывно находился под наблюдением.

Вы можете использовать любую автоматизированную систему мониторинга доступности сайта, но эффективнее всего тот мониторинг, который проверяет все самые распространённые проблемы, определяет их причину, и при этом понятен неспециалистам. Поэтому при выборе мониторинга важно обратить внимание как на список проблем, которые он в состоянии выявить, так и на формат, периодичность и способ доставки отчетов, которые помогут вам оперативно решать возникшие проблемы и предотвратить или минимизировать простои и потери в интернет-бизнесе.


Подключите бесплатно свой сайт к мониторингу доступности и безопасности, чтобы повысить его защиту и первым узнавать об угрозах безопасности.

Подключить сайт